• Офис: 9.00-18.00 ПН-ПТ
  • Звонки: 9.00-21.00 БЕЗ ВЫХОДНЫХ
+ 375 29 624-10-33
+ 375 33 334-10-33

Коммерческая и служебная тайна: секретная сторона салона

Что такое коммерческая тайна? Что к ней относится, а что ею быть не может? Что грозит сотрудникам за разглашение? И вообще, нужен ли «режим строгой секретности» красивому бизнесу? В этой статье к подобной «загадке» и прикоснемся.

Основные понятия

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне», действующего с 11.07.2013 (далее — Закон) коммерческая тайна - сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям настоящего Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Владельцем коммерческой тайны (далее - КТ) в соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона может быть юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, а также государственный орган, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, правомерно обладающие сведениями, в отношении которых такими лицами в соответствии с настоящим Законом установлен режим
коммерческой тайны.


Режим коммерческой тайны (абзац 9 статьи 1 Закона) - это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.


Статья 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) относит коммерческую и служебную тайну к общему понятию нераскрытой информации: информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную тайну или коммерческую тайну.


Условия и порядок отнесения информации к служебной тайне определяются законодательством (пункт 3 статьи 140 ГК).


Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах» относит к числу последних в том числе и сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь (служебная тайна).


Что можно и что нельзя сделать коммерческой тайной


Требования к сведениям, которые могут являться КТ и которые не являются КТ, определены в статьях 5 и 6 Закона. Режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

  • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
  • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.


Сведения имеют коммерческую ценность, если обладание ими позволяет при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду.


В качестве примера для салонов красоты можно предложить такой перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:
  • подготовка, принятие и исполнение стратегических и отдельных решений руководства по коммерческим, организационным, производственным и иным вопросам;
  • личные данные сотрудников, консультантов, партнеров (телефоны, адреса, e-mail, другие контактные данные);
  • принятые в организации системы мотивации, бонусирования;
  • планы расширения или свертывания различных видов услуг и их технико-экономические обоснования;
  • планы и объемы инвестиций, закупок и продаж;
  • принятые в организации методы изучения рынка, рыночная стратегия, маркетинговые инструменты;
  • эффективность коммерческой деятельности;
  • заинтересованность в разработке новых продуктов и сотрудничестве с консультантами;
  • внутренние и зарубежные заказчики, подрядчики, поставщики, потребители, покупатели, компаньоны, спонсоры, посредники, клиенты и другие партнеры деловых отношений, а также конкуренты, информация о которых не содержится в открытых источниках (справочниках, каталогах и др.);
  • цели, задачи и тактика переговоров с деловыми партнерами, их подготовка и результаты;
  • условия коммерческих договоров (контрактов), платежей и оказания услуг (производства услуг);
  • содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
  • принятые в организации системы и формы внутренней отчетности;
  • любая информация о клиентах (клиентская база, потенциальные клиенты);
  • цели, задачи, программы перспективных разработок в направлении развития организации;
  • оригинальные и перспективные идеи разработок продуктов и услуг;
  • особенности создания новых продуктов и услуг, дающие положительный экономический эффект;
  • особенности используемых и разрабатываемых технологий, специфика их применения (технологии и способы оказания/предоставления услуг);
  • порядок и состояние организации защиты коммерческой тайны;
  • порядок и состояние организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации;
  • коммерческая тайна партнеров и клиентов, а также сведения, переданные на доверительной или договорной основе, сроки неразглашения таких сведений;
  • сведения о репутации персонала (собственная оценка отдела кадров или службы безопасности, внешние источники).
  • любая информация на сервере и/или любом другом компьютере.

Коммерческую тайну не могут составлять сведения:
  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;
  • о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;
  • об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • о состоянии окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
  • о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;
  • о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
  • о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, а также о проданных объектах приватизации, об условиях их продажи и о покупателях;
  • о финансовом состоянии лица, предоставляемые в соответствии с требованиями законодательства об экономической несостоятельности
  • (банкротстве);
  • иные сведения, определенные законодательными актами.


Доступ к коммерческой тайне


Доступ к коммерческой тайне предоставляется с согласия ее владельца. Однако в случаях, порядке и пределах, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, доступ к коммерческой тайне предоставляется по требованию:


  • суда - по находящимся в его производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности экономического суда, и делам об административных правонарушениях, а также по находящимся у него на исполнении исполнительным документам;
  • прокурора или его заместителя;
  • органов дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;
  • органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговых и таможенных органов;
  • антимонопольных органов;
  • других государственных органов и иных лиц, определенных законодательными актами.


В указанных случаях уполномоченными органами требование о предоставлении доступа к коммерческой тайне должно быть оформлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом и должно содержать цель, правовое основание для ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, и срок их предоставления, если иное не установлено законодательными актами.


Защита коммерческой тайны


Один из самых распространенных способов защиты коммерческой тайны, который может использовать наниматель, — заключение соглашения о неразглашении коммерческой тайны. Такой договор целесообразно заключать со всеми работниками, которые имеют доступ к коммерческой тайне.


Данное соглашение можно заключить как в виде отдельного документа, так и в форме одного из условий трудового договора (контракта) с работниками, а также включать условие о неразглашении в заключаемые договоры с контрагентами.


В таком соглашении важно указать, что именно является коммерческой тайной, дать четкое определение, не разглашая сами сведения, составляющие коммерческую тайну, то есть включить перечень информации, не подлежащей разглашению.


Целесообразно также конкретно указать обязательства того, кому сообщается или иным образом становится доступна коммерческая тайна.


Немаловажно в таком соглашении определить, как разрешается использовать коммерческую тайну, а также указать запрет на любое другое
использование.


Важный момент — указание в соглашениях срока, в течение которого сохраняется обязательство не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, а чтобы оградить себя от возможных споров по времени ограничения в будущем, следует определять конкретный срок запрета, который зависит от самой коммерческой тайны, ее ценности для владельцем, других субъективных и объективных критериев. Срок может устанавливаться в виде конкретной даты (например, в течение работы и 5 лет после расторжения (прекращения) трудовых отношений) либо без указания конкретной даты (например, действует до тех пор, пока сведения, составляющие коммерческую тайну, не станут общедоступными и к ним не появится доступ на законных основаниях либо не поступит уведомление от владельца коммерческой тайны о прекращении срока ее охраны).

Помимо прочего, владельцу КТ целесообразно утвердить:


  • положение о защите коммерческой тайны;
  • перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • порядок допуска работников к ознакомлению с документами, содержащими коммерческую тайну;
  • положение об организации на предприятии обращения документов, содержащих коммерческую тайну;
  • перечень лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне;
  • образец памятки работнику о сохранении коммерческой тайны;

Защита коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осуществляться также посредством гражданского, административного или уголовного законодательства.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Уголовная

Согласно статье 255 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за умышленное разглашение КТ полагается:


  • штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок;
  • либо ограничение свободы до 4 лет или лишение свободы до 5 лет.


Административная


В соответствии со статьей 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, умышленное разглашение КТ наказывается штрафом от 4 до 20 базовых величин.


Гражданско-правовая

Согласно статье 19 Закона, в случае незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или незаконного использования этих сведений, а также разглашения коммерческой тайны физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны:


  • прекратить действия, связанные с незаконным ознакомлением со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или с незаконным использованием этих сведений, а также с разглашением коммерческой тайны;
  • возместить убытки (включая упущенную выгоду), причиненные владельцу коммерческой тайны в результате незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или незаконного использования этих сведений, а также разглашения коммерческой тайны.


В сфере трудовых отношений


Согласно статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к КТ, обязательства о неразглашении либо разглашение КТ работником, имеющим к ней доступ, является специальным основанием для расторжения трудового договора с работником, имеющем доступ к КТ.


Споры, связанные с вопросами охраны КТ, незаконного использования (разглашения) рассматриваются в судебном порядке. При этом, согласно части 2 пункта 2 статьи 10 ГК, до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.

Появились вопросы ?
Звоните :
+375 (29) 123-45-67
Контакты
ПЕРВИЧНАЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ



Позвоните мне для получения первичной консультации


+ 375 29 624-10-33

+ 375 33 334-10-33